Задержка психического развития (ЗПР): что нужно знать родителям

Задержка психического развития (ЗПР): что нужно знать родителям

Что такое ЗПР?


Задержка психического развития (ЗПР) – это состояние, при котором у ребенка замедляются темпы развития интеллекта, эмоциональной сферы и навыков общения по сравнению с возрастной нормой. Дети с ЗПР могут столкнуться с трудностями в обучении, получении информации и адаптации в коллективе. Однако при своевременной коррекции многие из них имеют значительные успехи и догонят своих сверстников.
Что такое ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) – это состояние, при котором у ребенка замедляются темпы развития интеллекта, эмоциональной сферы и навыков общения по сравнению с возрастной нормой. Дети с ЗПР могут столкнуться с трудностями в обучении, получении информации и адаптации в коллективе. Однако при своевременной коррекции многие из них имеют значительные успехи и догонят своих сверстников.
Домашний тест на задержку психического развития (ЗПР)


Этот тест поможет родителям определить, есть ли у их ребенка признаки задержки психического развития (ЗПР). Приведенные примеры игр и действий помогут оценить развитие ребенка в домашних условиях.
Домашний тест на задержку психического развития (ЗПР)


Этот тест поможет родителям определить, есть ли у их ребенка признаки задержки психического развития (ЗПР). Приведенные примеры игр и действий помогут оценить развитие ребенка в домашних условиях.
Возраст 12-18 месяцев
Моторные навыки:
  • Игра: Дайте ребенку мягкий мяч и попросите покатать его вперед. Если он может это сделать, это хороший знак.
  • Действие: Ребенок должен уметь сидеть без поддержки и активно манипулировать игрушками (например, складывать кубики).
  • Задержка: Если ребенок не пытается катать мяч, не играет с игрушками или не пытается ползать, это может быть признаком задержки.
Понимание речи:
  • Игра: Попросите ребенка передать вам игрушку, когда вы говорите "Дай мячик". Ребенок должен понимать и выполнять простые команды.
  • Действие: Ребенок должен реагировать на ваше имя или на свое имя.
  • Задержка: Если ребенок не реагирует на простые команды или не понимает, что от него хотят, это может указывать на задержку.
Речевая активность:
  • Игра: Проигрывайте простые звуки и просите ребенка повторить их (например, "мяу", "гав").
  • Действие: Ребенок должен использовать несколько простых слов, таких как "мама", "папа".
  • Задержка: Если ребенок не пытается повторять звуки или говорить слова, это может быть признаком задержки.
Возраст 18-24 месяца
Словарный запас:
  • Игра: Используйте карточки с изображениями предметов и спрашивайте, что изображено на каждой карточке. Ребенок должен называть объекты.
  • Действие: Ребенок должен использовать 10-20 слов в повседневной жизни.
  • Задержка: Если словарный запас значительно меньше нормы, это может указывать на задержку.
Комбинация слов:
  • Игра: Постройте простые предложения с ребенком, например, "мама дай" или "я хочу воду". Ребенок должен пытаться комбинировать слова.
  • Действие: Ребенок должен начать использовать двухсложные фразы.
  • Задержка: Если ребенок не соединяет слова в фразы, это может быть признаком задержки.
Игровая деятельность:
  • Игра: Играйте в ролевые игры, такие как "куколка спит". Ребенок должен показывать интерес к подобным играм.
  • Действие: Ребенок должен играть с игрушками так, как они предназначены (например, кормить куклу).
  • Задержка: Если ребенок не проявляет интерес к ролевым играм или играет только в одни и те же действия, это может быть признаком задержки.
Возраст 2-3 года
Игровая активность:
  • Игра: Постройте вместе простые конструкции из кубиков и попросите ребенка продолжить строить. Ребенок должен уметь строить простые конструкции.
  • Действие: Ребенок должен проявлять интерес к играм с конструкторами и пазлами.
  • Задержка: Если ребенок не хочет строить или выполнять задания, связанные с конструированием, это может быть признаком задержки.
Понимание вопросов:
  • Игра: Спрашивайте ребенка о простых вещах, таких как "Где мячик?" и наблюдайте, может ли он указать на предмет.
  • Действие: Ребенок должен понимать и выполнять простые вопросы и команды.
  • Задержка: Если ребенок не понимает или не реагирует на вопросы, это может указывать на задержку.
Эмоциональное выражение:
  • Игра: Играйте в "Чудесное зеркало", имитируя выражения лица и эмоции. Ребенок должен понимать и показывать разные эмоции.
  • Действие: Ребенок должен выражать свои эмоции через слова или действия.
  • Задержка: Если ребенок не проявляет эмоции или его реакции кажутся несоответствующими ситуации, это может быть признаком задержки.
Возраст 3-4 года
Когнитивное развитие:
  • Игра: Поиграйте в игры, требующие решения задач, такие как сортировка по цветам и формам. Ребенок должен уметь выполнять такие задачи.
  • Действие: Ребенок должен понимать простые логические задачи и выполнять их.
  • Задержка: Если ребенок не справляется с простыми логическими заданиями, это может быть признаком задержки.
Развитие речи:
  • Игра: Попросите ребенка рассказать короткую историю о том, что он сделал за день. Ребенок должен уметь строить предложения и рассказывать истории.
  • Действие: Ребенок должен использовать сложные предложения и правильно произносить большинство слов.
  • Задержка: Если речь ребенка остается простыми предложениями или трудна для понимания, это может быть признаком задержки.
Социальное взаимодействие:
  • Игра: Организуйте игры с другими детьми, такие как "Магазин" или "Доктор". Ребенок должен участвовать в коллективных играх.
  • Действие: Ребенок должен взаимодействовать с другими детьми, делиться игрушками и участвовать в играх.
  • Задержка: Если ребенок избегает общения с другими детьми или имеет трудности в коллективных играх, это может быть признаком задержки.

Что делать, если результаты теста вызывают беспокойство?

Если вы заметили, что ваш ребенок не выполняет ряд задач, соответствующих его возрасту, это может быть признаком задержки психического развития. Рекомендуется обратиться к специалистам вашего центра для проведения полноценной диагностики и разработки индивидуального плана коррекции.
Раннее вмешательство и поддержка могут значительно улучшить развитие ребенка и помочь ему достичь важных навыков.


Что делать, если результаты теста вызывают беспокойство?

Если вы заметили, что ваш ребенок не выполняет ряд задач, соответствующих его возрасту, это может быть признаком задержки психического развития. Рекомендуется обратиться к специалистам вашего центра для проведения полноценной диагностики и разработки индивидуального плана коррекции.
Раннее вмешательство и поддержка могут значительно улучшить развитие ребенка и помочь ему достичь важных навыков.