1. Когнитивное развитие (основа для мышления и речи)Мы работаем над фундаментальными процессами:
Сенсорное восприятие- Дифференциация звуков, цветов, форм через дидактические игры
- Тактильные эталоны (мягкое/твердое, теплое/холодное)
Внимание и память- Постепенное увеличение времени концентрации
- Ассоциативное запоминание (предмет-действие)
Мышление- Формирование причинно-следственных связей
- Простые классификации (по цвету, форме, назначению)
Пример прогресса:Ребенок 4 года (алалия) через 3 месяца:
- Выполняет 2-шаговые инструкции
- Собирает пазлы из 3-4 частей
- Показывает жестом основные потребности
2. Социально-коммуникативное развитиеФормируем базовые навыки взаимодействия:
Невербальная коммуникация- Жесты ("дай", "помоги")
- Предметное указание
Социальные ритуалы- Приветствие/прощание
- Очередь в игре
Эмоциональный интеллект- Распознавание базовых эмоций
- Простые способы выражения чувств
3. Поведенческая регуляцияРаботаем с трудностями поведения через:
Предупреждение фрустрации- Четкий режим и визуальное расписание
- Подготовка к смене деятельности
Альтернативные стратегии- Сенсорные инструменты (мячи, тактильные мешочки)
- Простые жесты-заместители
Навыки саморегуляции- Упражнения на напряжение-расслабление
- "Уголки спокойствия"