Диагностика речи - это первый и важнейший этап работы логопеда с ребенком, который не выговаривает какие-либо звуки. Она позволяет оценить текущий уровень речевого развития, выявить причины нарушений и определить дальнейшие шаги коррекции.
Что включает диагностика:- Понимание речи:
- Логопед оценивает, насколько хорошо ребенок понимает обращенную к нему речь.
Варианты оценки:
- Полное понимание — ребенок адекватно реагирует на вопросы и инструкции.
- Снижено — ребенок понимает речь, но с затруднениями, особенно в сложных инструкциях.
- Плохо понимает — ребенок не реагирует на простые вопросы или инструкции.
2.Общие представления ребёнка об окружающем мире:- Логопед оценивает, насколько знания ребенка соответствуют его возрасту.
Варианты оценки:
- Соответствует возрасту — ребенок знает основные понятия, названия предметов, явлений.
- В пределах возрастной нормы — знания есть, но могут быть неполными.
- Не соответствует возрасту — ребенок затрудняется назвать простые предметы или явления.
3.Строение органов артикуляционного аппарата:- Логопед проверяет анатомические особенности органов речи.
Варианты оценки:
- Без особенностей — строение органов артикуляции в норме.
- Укорочена подъязычная уздечка — может мешать правильному произношению звуков.
- Нарушение прикуса — влияет на артикуляцию.
- Другие особенности — например, высокое нёбо, макроглоссия (увеличенный язык).
4.Подвижность артикуляционного аппарата:- Логопед проверяет, насколько подвижны язык, губы, щеки.
Варианты оценки:
- Норма — ребенок легко выполняет артикуляционные упражнения.
- Ограничено — движения затруднены, ребенок не может выполнить некоторые упражнения.
5.Навыки звукового анализаЛогопед проверяет, может ли ребенок выделять звуки в словах.
Примеры заданий:- Выделение первого звука:
- Аист, луна, утка.
- Выделение последнего звука:
- Мак, дом, кот.
6.Слоговая структура словаЛогопед проверяет, насколько правильно ребенок произносит слова сложной слоговой структуры.
Примеры заданий:- Слова: аквариум, мотоциклист, парикмахерская.
- Предложения: "Водопроводчик чинит водопровод."
7.Грамматический строй речиЛогопед проверяет, насколько правильно ребенок использует грамматические формы.
Примеры заданий:- Словоизменение:
- Множественное число существительных (стол – столы).
- Родительный падеж множественного числа (один шар – много шаров).
- Согласование числительных с существительными:
- Два мяча, пять роз.
- Образование прилагательных:
- Сумка из кожи – кожаная сумка
8.СловарьЛогопед проверяет словарный запас ребенка.
Примеры заданий:- Обобщающие понятия:
- Фрукты, овощи, мебель.
- Название детёнышей:
- У кошки – котёнок.
- Прилагательные-антонимы:
- Широкий – узкий.
9.Связная речьЛогопед проверяет, насколько хорошо ребенок может составлять рассказы и пересказывать тексты.
Примеры заданий:- Составление рассказа по серии картинок.
- Пересказ текста.
Диагностика речи позволяет всесторонне оценить речевые навыки ребенка и разработать индивидуальный план коррекции