\
/

Работа с родителями - уточнение запроса и понимание потребностей

Часто родители приходят с запросом «Дайте ребенку речь» или «Помогите нам, чтобы он заговорил». В статье разъясняется, как важно правильно понять истинные потребности семьи и ребенка. Юлия Дмитриевна поделится подходами, которые помогают в точности определить, какие изменения и на каких уровнях необходимы для успешного взаимодействия с ребенком.
Работа с родителями, особенно в плане их образования и подготовки, должна начинаться с правильного понимания и уточнения запроса. Часто родители обращаются с запросом: «Дайте ребенку речь, мы хотим, чтобы он заговорил». На первый взгляд, это ясный и понятный запрос. Однако, при более глубоком анализе ситуации, например, на первом или втором диагностическом занятии, выясняется, что у ребенка нет даже намеков на желание взаимодействовать с другим человеком. У него нет запроса на коммуникацию и сотрудничество. И, соответственно, о какой речи можно говорить в таком случае?
Для большинства родителей речь - это непосредственно показатель коммуникации и взаимодействия. Но, к сожалению, многие из них не понимают, что речь - это всего лишь средство, инструмент, через который мы строим взаимодействие с окружающим миром. Речь - это способ вступать в контакт с другими людьми. Если же ребенок не осваивает речь как средство коммуникации, существуют и другие способы взаимодействия. Это могут быть жестовый язык, коммуникаторы, карточки PECS, которые активно используются как средства коммуникации в случае, если речь не является доступной.

Важно отметить, что для того, чтобы обучить ребенка этим альтернативным методам коммуникации, необходимо, чтобы сам ребенок этого захотел. Мы должны создать у ребенка желание взаимодействовать и сотрудничать. Без этого базового желания все усилия, направленные на обучение академическим навыкам, не дадут истинного взаимодействия и коммуникации.

Я вспоминаю случай из своей практики, когда ко мне пришли родители с запросом «хотим речь». Ребенок в 4 года почти не произносил слова, а лишь сочетания звуков и слогов. Позднее, он начал произносить отдельные фразы, часто используя цитаты из мультфильмов, которые он смотрел часами. Но его речь оставалась всего лишь набором слов и фраз, заученных наизусть. Он не использовал эти фразы как средство общения, и речь оставалась неэффективной в плане коммуникации.

Здесь как раз и заключается ключевой момент. Чего же на самом деле хотят родители? Простую речь или настоящее взаимодействие? Что важнее - сама речь или способность ребенка участвовать в совместной деятельности, быть частью коммуникации, разделять внимание с другими людьми? Когда родители начинают осознавать, что их запрос на речь на самом деле связан с желанием установить настоящее сотрудничество и взаимодействие с ребенком, это открывает новый взгляд на процесс.

Таким образом, наша задача - не только дать родителям базовое понимание, что речь - это лишь одно из средств коммуникации, но и помочь им осознать, что для того, чтобы ребенок использовал речь как инструмент взаимодействия, необходимо сначала создать у него желание сотрудничать, быть частью процесса. Это не значит, что мы отказываемся от речи как таковой. Напротив, речь становится частью более широкого процесса, включающего в себя развитие игровой деятельности, коммуникации и, в дальнейшем, академических навыков.

Наш подход начинается с того, что все специалисты центра активно учат родителей налаживать взаимодействие с ребенком. Мы обучаем родителей сотрудничеству с ребенком, что является основой для дальнейших шагов - развития игры, речи и академических навыков.