\
/

Почему мы обучаем родителей?

Родители - главные педагоги своих детей. В этой статье Юлия Дмитриевна расскажет, почему обучение родителей эффективным методам работы с детьми важно не только для развития ребенка, но и для укрепления семейных отношений. Мы объясним, как важна согласованность действий между специалистами и родителями в процессе коррекции поведения и развития.
Мы понимаем, что дать родителям академические знания, которыми владеют специалисты, невозможно - и в этом нет цели. Наша задача совсем другая: помочь вам понять, что происходит с вашим ребёнком. Что стоит за его поведением. Какие барьеры мешают ему развиваться, осваивать необходимые навыки, быть активным участником окружающего мира. И как эти барьеры можно постепенно и мягко убирать.

Мы говорим о развитии - и о том, что именно влияет на его темп. Как родитель может помочь ребёнку раскрыться, научиться взаимодействовать, выражать свои желания. Какие маркеры говорят нам: «всё хорошо», а какие - наоборот, просят нас остановиться и присмотреться.
Часто мы сталкиваемся с ситуацией: приходит мама и гордо рассказывает, что ребёнок в 7,5 месяцев встал на ножки и уже в 9 пошёл. Нам понятно, откуда эта гордость. Но нам, специалистам, при этом важно увидеть и другое: а прошёл ли малыш те ступени развития, которые должны были быть до ходьбы? Ведь физическое развитие - это тоже лестница, где каждая ступень важна. Пропуская их, ребёнок теряет то, что потом не всегда легко восполнить.
Или, например, мама трёхлетки говорит: не говорит, не смотрит в глаза, не играет, но уже знает все цвета, буквы, цифры, английский алфавит. И тут возникает важный вопрос: а зачем всё это, если у ребёнка нет желания взаимодействовать? Зачем английский алфавит в три, если нет коммуникации?

В три года у ребёнка должно быть другое. Он осваивает игру. Через неё он познаёт мир, учится строить отношения. А к четырём годам начинается сюжетно-ролевая игра - основа для всех будущих социальных навыков. И если сейчас вместо игры - только алфавиты и цифры, это повод не радоваться, а задуматься.

Цифры и буквы не исчезнут. Их всегда можно освоить - и в пять, и в шесть лет. Но если в 3,5 у ребёнка нет стремления к игре, нет интереса к другому человеку, нет взгляда, нет инициативы - это то, на что важно обратить внимание.

И вот ещё одна важная вещь. Современные родители часто оказываются в ловушке: стараются быть максимально вовлечёнными, предугадывать желания ребёнка, всё время что-то предлагать. А ребёнок при этом может даже не успеть почувствовать собственное желание. Он ещё не захотел - а ему уже предлагают. «Попей», «Посмотри, какая игрушечка», «Помаши ручкой Маше» - и так весь день.

Кажется, что это забота. Но такая активность лишает ребёнка главного: инициативы и спонтанности. А именно они формируют взаимодействие, коммуникацию, способность сотрудничать.

Если у ребёнка нет желания что-то делать сам, быть с кем-то рядом, разделять внимание, - с ним невозможно построить настоящую совместную деятельность. Можно только заложить в него кучу академических знаний, которые он потом не сможет использовать. Ни по собственной инициативе, ни даже по просьбе взрослого.

Потому что знания без базиса, без желания сотрудничать, - это пустота. А наш путь - другой. Мы учим родителей видеть базу. Помогать ребёнку выстраивать фундамент для общения, игры, взаимодействия. Потому что с этого всё и начинается.